Это что-то!!! Читайте дальше... и Вы узнаете все!!!

Виталий Кулик: «На данный момент у В.Ющенко и В.Януковича одна проблема - Юлия Владимировна Тимошенко»

2008-12-15

Вечером 10 декабря премьер-министр Украины Юлия Тимошенко с экранов телевизоров официально заявила согражданам о создании парламентской коалиции и окончании многомесячной эпопеи вокруг досрочных парламентских выборов. Формально в коалицию, получившую громкое название «Коалиция национального развития, стабильности и порядка» вошли Блок Юлии Тимошенко, «Наша Украина – Народная самооборона» и Блок Владимира Литвина. Последний за свое согласие вступить в коалицию получил очень многое: пост спикера Верховной рады, должности главы антимонопольного комитета и министра транспорта и связи для членов своего блока. Поговаривают, что под контролем Владимира Литвина окажется и украинская таможенная служба.

Президент Виктор Ющенко был изначально против такого формата коалиции, он постарался сохранить лицо и поздравил Литвина с избранием. «Хочу поприветствовать весь парламент с первым шагом на пути к восстановлению полноценной дееспособности Верховной рады. Каждый день политической лихорадки слишком дорого стоил стране и каждой украинской семье в частности», - заявил президент.

По мнению политологов, коалиция была создана вовремя, иначе было бы трудно избежать волнений населения, уставшего от политических дрязг. О перспективах коалиции и ее возможном влиянии на ситуацию в Украине, рассуждал в ходе видео-онлайн-конференции, организованной Интернет-порталом From-UA директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.   

«IQ»: Не кажется ли вам, что ситуация в Верховной Раде решилась по принципу: из нескольких зол выбирают наименьшее?

- По сути, так оно и есть. В том, что спикер должен быть избран, в начале декабря были заинтересованы все политические силы. Для президента был важен сам факт отсутствия коалиции Партии регионов и БЮТ, а для оппозиции в лице Партии регионов и КПУ важен был сам факт начала работы парламента, чтобы доказать собственную политическую состоятельность перед своими избирателями. Поэтому избрание Литвина спикером - действительно компромиссный и взаимовыгодный вариант. Можно это назвать и лучшим из худших вариантов.

«IQ»: Как вы оцениваете перспективы коалиции «Нашей Украины-Народной самообороны» (НУНС)-БЮТ-Блок Литвина? Речь идет именно о коалиции или все же о большинстве?

- Во-первых, я не считаю, что существует коалиция. Это большинство. По сути, создание коалиции НУНС, БЮТ и Блока Литвина проблематично в силу того, что не все участники проекта НУНС готовы к коалиции с БЮТ. Вопрос не в Литвине-спикере, а именно в отсутствии принципиальных договоренностей между президентом и премьером.

«IQ»: Как Вы оцениваете голосование КПУ за Литвина-спикера?

- Компартия фактически поддержала своего неофициального партнера БЮТ, сейчас коммунисты сохраняют в большинстве министерств должности на уровне заместителя министра. Похоже, существует определенные договоренности между КПУ и БЮТ о взаимной поддержке, но главной мотивацией КПУ является то, что голосованием за Литвина запускается Верховная Рада. Если бы ВР продолжала существовать без спикера, КПУ несла бы за это политическую ответственность.

«IQ»: Способна ли будет Рада при спикере Литвине принять нужные антикризисные законопроекты? Произойдет ли корректировка антикризисной политики?

- На мой взгляд, будут существовать определенные проблемы при голосовании по ряду антикризисных мер и законопроектов, поскольку избрание Литвина произошло, в первую очередь, за счет голосов КПУ. Если часть НУНСа будет настаивать на неолиберальных мерах - усилении прав работодателей по увольнению наемных рабочих, снижении социальной защиты, Компартия и Блок Литвина могут заблокировать принятие таких решений. И наоборот, чрезмерное увлечение «социалкой» может привести к блокированию инициатив со стороны пропрезидентских сил.

Есть два варианта развития событий: первый - проведение взвешенной взаимовыгодной антикризисной программы, где учтены интересы всех финансово-промышленных групп; второй - ситуативное, а в некоторых случаях и хаотическое голосование парламента за те или иные решения.

«IQ»: Как, на ваш взгляд, будут себя вести теперь регионалы?

- Единственная правильная для них политика - это переход в оппозицию и оппонирование действиям Тимошенко, активизация работы теневого правительства Януковича и подготовка к президентским выборам. Кроме того, регионалы имеют возможность влиять на решения парламента как путем прямого воздействия - блокированием трибуны, внесением альтернативных законопроектов, так и путем кулуарных договоренностей с президентом. На данный момент у Ющенко и Януковича одна проблема - это Юлия Владимировна Тимошенко.

«IQ»: Какие перспективы у Партии регионов?

- Партия регионов будет пытаться сохранить собственный рейтинг и электоральное пространство, зацементировать свой электорат. Эта тенденция прослеживается в ряде юго-восточных областей. Но в основном голосуют за Партию регионов, не имея альтернативы. Например, левой. Или ее поддерживают как «свою», отстаивающую интересы регионов - Донбасс, Луганск, Харьков.

Для Востока Украины, как, впрочем, и для Запада, характерен региональный патриотизм. Этим и пользуется Партия регионов. Несмотря на корпоративные конфликты между луганскими и донецкими, харьковскими и донецкими, она умудряется балансировать и сохранять относительное единство. Но тем самым она закладывает мину замедленного действия под свое существование. Загонять конфликты внутрь - это создавать критическую массу для взрыва. И если конфликты не решаются, а откладываются, регионалы рискуют в скором времени или расколоться, или потерять часть влиятельных ньюсмейкеров.

«IQ»: Существует мнение, что нынешние политические события приближают крах Украины как государства?

- Я бы не был столь пессимистичен. До конца государственности еще очень далеко, и надеюсь, что мы к этому не придем. Однако то, что «оранжевые» не способны объединиться и существующее большинство - ситуативное и временное, указывает на присутствие опасности дестабилизации. Такая конфигурация большинства - переход Партии регионов в оппозицию - создает условия для блокирования работы парламента по любому поводу, а значит, дает президенту козыри для роспуска Рады. Очевидно, что парламент будет малоэффективен.

«IQ»: Доживет ли Тимошенко на посту премьера до президентских выборов?

- Во второй половине февраля ожидается пик экономического кризиса. Соответственно, если Тимошенко не сможет найти достаточной базы для реализации амортизационной антикризисной программы, ее рейтинг пойдет вниз, увеличится недовольство ее политикой в среде промышленников и предпринимателей, возможны массовые акции протеста, качественное снижение уровня жизни. На этой волне президент будет иметь все легитимные возможности для отставки правительства и Тимошенко лично.

Второй сценарий – самоотставка Тимошенко за месяц до начала президентской избирательной кампании. Если в первом варианте Тимошенко проигрывает, она получает заведомо невыгодные стартовые условия, то  второй - практически автобан на президентство.

Внешнеполитические качели

«IQ»: Как вы оцениваете перспективы нормализации украинско-российских отношений?

- Существующий формат украинско-российских отношений свидетельствует о  фактическом кризисе. Это не просто ледниковый период в отношениях, а лавинообразное накопление нерешенных проблем в экономике, гуманитарной сфере, вопросах реализации интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Хроническая нерешаемость проблем привела к полной заморозке политического диалога и сворачиванию совместных магистральных экономических проектов. В два раза сократились кооперационные связи Украины и России в области военно-технического сотрудничества. Ежегодные потери оцениваются в 200 млн. долларов. Россия замыкает производственные цепочки, создает новое производство и больше не нуждается в украинских партнерах во многих секторах экономики.

В таких условиях Киеву и Москве необходимо найти приемлемую формулировку, чтобы переступить через личное неприятие, стереотипы, и начать разговор с чистого листа. Однако в условиях президентства Ющенко идиосинкразия Медведева в отношении любых «оранжевых» не позволяет запустить новый формат отношений. Киеву надо доказать искренность готовности к возобновлению стратегического партнерства.

«IQ»: Есть ли у Украины шанс получить ПДЧ на юбилейном саммите НАТО в 2009 году?

- Во-первых, в стране, в которой только 25% поддерживают интеграцию Украины в НАТО, вообще сложно говорить о любом ускорении евро-атлантической интеграции. Попытки увеличить число приверженцев НАТО при помощи госпропаганды не имеют успеха, а наоборот, приводят к формированию устойчивого анти-натовского большинства.

Что касается непосредственно ПДЧ, вероятно, что во время юбилейного саммита он так и не будет получен для Украины. Главное требование альянса к Киеву - внутриполитическая стабильность и безвозвратность курса на интеграцию в НАТО. На данный момент мы видим, что до этого еще далеко.

Затянувшаяся пауза

«IQ»: Когда Украина станет не субъектом, а объектом внешнеполитической игры в нашем регионе?

- Это возможно только в том случае, если в Украине закончится непрекращающаяся избирательная гонка. А точнее - после 2011 года, когда появится шанс сформировать политически ответственную власть. Президентом будет не Ющенко, а парламентское большинство сможет определиться в своем видении основ внешней и внутренней политики.

Вторым фактором является ресурсное наполнение реализации внешней политики. А именно - изыскание и выделение средств на продвижение национальных интересов в Черноморско-Каспийском регионе. В частности я говорю об усилении нашего присутствия в Приднестровье, о предложении украинского порядка дня для развития энерго-транспортных коридоров в Центральной Азии и на Южном Кавказе, о вменяемой политике в отношении России.

«IQ»: Каковы перспективы Приднестровского урегулирования? Что должна сделать Украина, чтобы максимально приблизить его или снизить риски от существования такой проблемы у своих границ?

- На данный момент Приднестровское урегулирование находится в режиме затянувшейся паузы. На обоих берегах Днестра нет реальной заинтересованности в окончательном решении проблемы. По сути, на неурегулированности статуса Приднестровья зарабатывают правящие круги в Молдове и в ПМР. Кроме того, Россия не заинтересована в возобновлении переговорного процесса в формате 5+2, а желает, чтобы переговоры происходили между Тирасполем и Кишиневом лишь при посредничестве Москвы. ЕС также не заинтересован в реализации российско-молдавского пакета урегулирования (формат 2+1) и всячески торпедирует прямой диалог Воронина и Смирнова.

Из-за отсутствия интереса к достижению реальных результатов переговоров стороны избрали вариант паузы. Украине в этой ситуации стоит проводить не ассистентскую политику обслуживания европейских или молдавских интересов, а реализовать собственный план урегулирования Приднестровского конфликта или хотя бы его части - в плане демократизации политических режимов в Молдове и Приднестровье, проведения открытых демократических выборов, результаты которых будут признаны ОБСЕ. И только после этого можно говорить об интернационализации Приднестровского урегулирования, возобновлении переговорного процесса в формате 5+2. И главное - Украина должна всячески усилить свое информационное, гуманитарное и политическое присутствие в Приднестровском регионе. Мы должны выработать действенные механизмы защиты интересов наших соотечественников, граждан Украины (100 тысяч человек), которые проживают в Приднестровье. Они должны иметь право на образование, социальную защиту и культурное развитие.

Украина уже страдает от кризиса

«IQ»: Каков ваш прогноз в отношении развития экономической ситуации в Украине?

- Результаты исследования Института проблем управления имени Горшенина свидетельствуют: 78,8% украинцев уже ощутили на себе финансово-экономический кризис. Зарплата за октябрь-ноябрь снизилась на 10-30%, а с сентября упала на 35-50%. По данным ведущих сайтов по трудоустройству, в ноябре резко, на 40%, сократилось число предлагаемых вакансий. Следствием падения зарплат и волны увольнений следует ожидать резкое снижение реальных доходов населения. Уже сегодня налицо снижение оборотов розничной торговли.

К Новому году, на волне повышенного предпраздничного спроса, традиционно подорожают продукты, правда, после праздников цены должны вернуться к прежнему уровню, кроме молочной продукции – на нее рост цен в зимний период традиционно составляет 5-6% в месяц в течение всей зимы. К февралю начнут дорожать овощи и фрукты. От повышения цен на газ уже пострадали украинцы, которые обогревают свои дома с помощью индивидуальных газовых котлов. С 1 декабря голубое топливо для них подорожало на 35%. Тарифы на коммунальные услуги для городских жителей тоже, скорее всего, вырастут. Минтранс уже разработал проект приказа о повышении тарифов. Если его одобрят, железнодорожные билеты могут подорожать на 5%.

По прогнозам аналитиков, до конца года курс доллара в Украине будет колебаться в диапазоне 7,5-8 гривен. Это приведет к удорожанию импортных товаров, временному всплеску инфляции и большим проблемам в погашении валютных кредитов. Пик стоимости доллара в Украине, с большой вероятностью, придется на весну 2009 года и достигнет уровня 8,5-9 гривен за доллар.

Не подешевеют и кредиты. В ноябре их стоимость росла, и если раньше аппетиты банкиров были умеренными, а ставки повышались на 1-3% годовых, то только за прошедшую неделю имели место факты повышения ставок сразу на 4-5 процентных пунктов. По прогнозам аналитиков «Эрсте Банка», в ближайшее время ставки по кредитам составят 20-30%, а по депозитам в гривне - 20-25%.

Вероятно, остановится социальный лифт и для среднего класса. У него не будет доходов (их съест инфляция), чтобы платить по кредитам. Замораживание роста зарплат коснется не только бюджетников, но и частного сектора. А в условиях кризиса финансисты не намерены «входить в положение» простых украинцев. В ситуации нестабильности банки будут все более жестко обращаться с должниками. Следует также ожидать повышения ставок по уже действующим кредитам.

«IQ»: Доллар с каждым днем укрепляет свои позиции по отношению к гривне. Как долго, по-вашему, это будет продолжаться?

- Надо понимать, что есть две составляющие нашей инфляции. Первая - реальное удешевление гривны, связанное с внутриполитической нестабильностью, неготовностью экономики страны к реагированию на кризисные вызовы, снижение производства, безработицу и т.д., то есть объективные факторы. Сюда же можно приплюсовать и попытки государства решить экономические проблемы путем печатания денег. Но есть и вторая составляющая - это спекуляция. Антикризисный кредит МВФ на 90% потрачен на поддержку ряда банков, ориентация которых хорошо известна - на конкретные политические силы, а именно на БЮТ. Спекуляции на финансовом рынке, игра на скачках доллара, неэффективная антикризисная политика правительства – это субъективные факторы, которые влияют на курс. По моим прогнозам, в январе-феврале доллар может достичь отметки в 9-9,5 гривны. Но есть и критическая черта девальвации. Если ее перейти, страна может быть ввергнута в гиперинфляцию образа начала 1990-х годов. На это не могут пойти даже финансовые спекулянты. Поэтому худший вариант для нас - это 10 к 1, лучший - сохранение курса на уровне 8 к 1, и постепенное снижение доллара с начала марта 2009 года.